Библиофил
Всеволод Мальцев
Александр Сергеевич Барсенков был страстным библиофилом. "Книга
- лучший подарок!" - с детства приходило ему на ум, когда он
собирался на чьё-либо день рождение. И он не был оригинален. Эта же
мысль приходила в голову в дни его праздников не только родителям
маленького (а потом и большого) Сашеньки, но и всем его гостям. Так,
уже к двадцати годам он собрал солидную библиотеку, основательность
которой вызывала тяжкий вздох всякий раз, когда приходилось переезжать
или двигать во время ремонт книжные шкафы и стенки.
Годам к тридцати он понял, что недостаточно просто собирать книги
своих современников. Необходимо иметь в них автографы, а лучше - дарственные
надписи авторов. Взяв эту мысль на вооружение, он основательно перебрал
библиотеку и, для начала, выудил из неё все книги с автографами авторов.
Отец сам немного писал, часто помогал опубликовать тот или иной опус
своим ученикам. Случалось, в дом приходили действительно известные
люди и дарили свои книги маленькому Сашеньке или его родителям, предусмотрительно
надписывая титульные страницы: "На добрую память".
Все выбранные таким образом экземпляры, Александр расставил на отдельной
полке в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Он с детства любил
во всём аккуратность и порядок, никогда не расставлял книги по размеру
корешков.
Вскоре это мини-собрание выросло и вышло за границы одной отведенной
изначально полки. Их стало две, затем три. Вскоре и этого оказалось
мало, и книги с автографами постепенно занимали всё больше и больше
места, тесня неподписанных собратьев.
Он начал ходить на тусовки типа "Встречи с читателями",
на которых к огромной своей радости получал автографы на новые или
старые, принесенные из дома, книги писателей, поэтов, политиков и
актеров.
В сорок, он уже был одним из старожил подобных мероприятий: знал всех
журналистов и фотографов, постоянно посещающих такие сборища. Знали
и его.
Люди смертны. Когда умер Юлиан Семенович Семенов, Александр отметил
это событие тем, что переставил его книги с автографами на левый край
самой верхней левой полки. Полки стояли одна на одной и закрывали
в одной из комнат всю стену. С того времени, узнав о смерти того или
иного автора, он переставлял его книги справа налево. Таким образом,
все ушедшие в мир иной авторы стояли у него впереди живущих. Лет через
десять "левые" догнали по своему количеству "правых"
и медленно, но верно стали увеличивать свой отрыв.
Александр Сергеевич уже не встречался с новыми авторами, прозу и стихи
которых не понимал. То есть понимал, конечно, что это можно читать,
и что это, возможно, имеет массу своих читателей-почитателей. Но всё
это, в большинстве своем, было уже "не его" и поэтому мало
его интересовало. "Времена не выбирают, в них живут и умирают",
- вспоминал он строчки поэта и жил воспоминаниями о "своем времени",
"своих авторах", "своих произведениях", "своих
героях".
Он даже написал и опубликовал за свой счет книжку с претенциозным
названием: "Я и другие: байки о современниках". Все домашние
её добросовестно прочитали по одному разу, чтобы не обидеть главу
семейства, но про себя считали всё это напрасной тратой времени и
денег. "Лучше бы бумаги свои прибрал, - говорили они, - всё лишнее
выбросил, да хорошенько пропылесосил запылившиеся корешки".
Когда он умер, жена не стала переставлять его книгу на левый край
и оставила все как есть.
Дочка иногда открывала ту или иную книгу, но прочитать до конца у
неё всё как-то не хватало времени.
Внук, которого сам Александр Сергеевич, к сожалению, не дождался в
этой жизни, предпочитал читать только то, что было необходимо для
совершенствования квалификации, а когда хотел чтиво полегче, выбирал
кого-нибудь из новомодных авторов, находясь в инете на сайте какой-нибудь
одной из многочисленных электронных библиотек. Книги деда мешали,
и он их потихоньку продавал, оставив несколько собраний сочинений
в красочных переплетах. Все-таки XX век. Скоро будет антиквариатом.
Да и небесспорная мысль о том, что в культурной семье необходима настоящая
библиотека или её подобие ещё не изжила себя.
Правнучка завершила процесс распродажи книг далекого прародителя и
жила в комнатах, свободных от всего старого, а потому мало функционального.
Шли годы. Проданные книги разлетелись по разным адресам и осели
в личных и общественных библиотеках, а точнее, в закромах, предназначенных
для подлинников. Но все равно на всех отсканированных первых страницах,
которые и читались посетителями интернет-версий этих библиотек, оставались
надписи: "Уважаемому Александру Сергеевичу от автора. Подпись".
Или: "Александру Сергеевичу на добрую память. Подпись".
И даже загадочные, привлекающие внимание своей несуразностью и одновременно
ставившие в тупик надписи типа: "На счастье от автора".
Кто такой этот Александр Сергеевич, никто не знал, да и к чему? Лишь
некоторые, наморщив лоб в поисках ответа, предполагали: "Наверное,
Пушкин".
Москва, январь 2001 г.
Постоянный
адрес новеллы: http://www.litcafe.narod.ru/prose/novells/maltsev/malt005.html
© Всеволод Мальцев,
2002 год.